Каким же он должен быть — совершенно здоровый ребёнок?
Предлагаемая работа может служить критериальным ориентиром для взрослых, по которому можно определить насколько ребёнок здоров.
Здоровье — это такое состояние организма, при котором функции всех органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие либо болезненные изменения.
Уровень основных функций организма определяется характером поведения по следующим основным проявлениям жизнедеятельности ребёнка:
1. Настроение (бодрое, спокойное, жизнерадостное).
2. Сон: засыпание быстрое, спокойное; сон глубокий, длительный.
3. Аппетит хороший.
4. Характер бодрствования активный.
5. Индивидуальные особенности: общительный, весёлый, внимательный, любознательный, легко обучаемый.
Из этого перечня видно, что имеется непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Двигательный интеллект ребёнка — это основа энергии и энергопотенциала, от которого зависит производительность и работоспособность. Движения являются органической потребностью ребёнка, поэтому его нельзя наказывать длительными ограничением в движении, например, стоянием в углу. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому, чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстаёт в нервно-психологическом развитии. К 6 годам ребёнок должен иметь следующий контур развития по основным шести двигательным функциям:
1. Двигательные навыки: нормальная ходьба и бег в соответствии с перекрёстным способом движения.
2. Мануальные навыки: использование одной руки для письма в соответствии с доминирующим полушарием.
3. Языковые навыки: активный словарь в 2000 слов и конструирование коротких предложений.
4. Тактильные навыки: определение свойств предметов с помощью ощущений и понимания.
5. Слуховые навыки: понимание 2000 слов и простых предложений, умение слушать и слышать.
6. Зрительные навыки: наблюдения, опознавания символов и букв в рамках ранее приобретенных знаний.
Если ребёнок выполняет эти шесть функций лучше других сверстников, то его можно считать одарённым. И чем больше он превосходит сверстников, тем больше он одарён. Осуществление этих 6 функций служит тестом на разновидность, нормальность. Превосходное выполнение этих 6 функций почти неизбежно приводит к превосходству в жизни.
Школьная зрелость определяется по уровню выполнения этих функций.
«Незрелые» к школьному обучению дети полностью не усваивают учебную программу или справляются с ней с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам.
Нормальный, уравновешенный, здоровый человек должен обладать следующими признаками:
1. В физическом плане — отменное телесное здоровье, умение преодолеть усталость;
2. В интеллектуальном плане — хорошие умственные способности, познавательная активность, самообучаемость, воображение;
3. В нравственном плане — умение устанавливать непринуждённые отношения, непосредственность и юмор в общении.
4. В эмоциональном плане — спокойное ровное настроение, способность восхищаться и удивляться, свежесть восприятия.
5. Этот психологический портрет нормального человека должен быть известен педагогам, психологам, каждому ребёнка как образец подражания, к которому следует стремится.